В вашей семье растет дошкольник...
27.01.2022
Начала, заложенные в детстве человека,
похожи на вырезанные, на коре молодого дерева буквы,
растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.
В. Гюго
Уважаемые мамы и папы!
Эта
статья посвящается родителям, дети которых в этом учебном году идут в
первый класс. В обществе активно обсуждается проблема поступления в первый
класс, ребят готовят к школе еще в детском саду. Вы наверняка, прочли об этом
много полезных книг.
Вы считаете, что ваш ребенок уже
готов? Достаточно взрослый, самостоятельный?
К сожалению, чаще всего это – иллюзия.
Ребенок только пытается осваивать новые для него качества: ответственность,
самостоятельность, волевую регуляцию поведения, но очень часто детские желания
и капризы берут верх. И на этом сложном этапе очень часто нужны помощь и
поддержка родителей. Вы готовы помочь своему ребенку? Я надеюсь, вы не
пожалеете, когда прочтете эту статью.
Поступление ребенка в
школу и начальный период его обучения вызывает перестройку всего
образа жизни и его деятельности. Этот период одинаково труден для детей,
поступающих в школу и с 6-ти, и с 7-ми лет. Наблюдения физиологов, психологов и
педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу
индивидуальных психофизиологических особенностей трудно
адаптируются к новым для них условиям, и лишь частично справляются
(или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.
Ребенок, поступающий в
школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он
должен достичь определенного уровня умственного и
эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует
определенного запаса знаний об окружающем мире,
сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть
мыслительными операциями, уметь обобщать предметы и явления окружающего
мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Важны:
положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и
проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не
менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и
зрительно - двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к
школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.
В
течение первых месяцев педагоги, психологи образовательных
учреждений сталкиваемся с некоторыми трудностями у детей по уровню
готовности к школьному обучению. На основании согласия родителей педагогами
–психологами проводятся комплексные
обследования по оценке готовности к школьному обучению,
обращается внимание сформированность общих представлений
ребенка к обучению, а также определяется уровень развития тонкой
моторики рук, зрительно-двигательной координации, общего
интеллектуального развития, усидчивости, и др. На основании результатов
обследования прошлого года видно, что 60 % первоклассников к школьному
обучению готовы и показывают уровень выше среднего , 30
% школьников готовы к школьному обучению на среднем уровне и 10 %
школьников показывают уровень ниже нормы.
При определении уровня готовности ребенка к школьному
обучению хочу предложить анкету, которую подготовила для родителей
и воспитателей детских садов. По результатам этой анкеты каждый родитель
может ориентироваться, на сколько готов их ребенок к школьному обучению и
на что необходимо обратить внимание при подготовке к школе.
№п\п |
Вопросы |
Ответы |
|
+ |
- |
||
|
Знает ли ребенок свои ФИО? |
|
|
|
Знает ли дату своего рождения? |
|
|
|
Знает ли ФИО своих родителей? |
|
|
|
Знает ли ваш ребенок, где и кем работают родители? |
|
|
|
Знает ли в какой стране он живёт? |
|
|
|
Знает ли в каком городе живет? |
|
|
|
Знает ли в свой домашний адрес? |
|
|
8. |
Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс? |
|
|
9. |
Знает ли, что ребенок будет делать в школе, чем заниматься? |
|
|
10. |
Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного? |
|
|
11. |
Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)? |
|
|
12. |
Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей? |
|
|
13. |
Умеет ли ваш ребенок играть с другими детьми не конфликтуя? |
|
|
14. |
Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.? |
|
|
15. |
Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ, как минимум из пяти предложений? |
|
|
16. |
Знает ли ваш ребенок стихи наизусть? |
|
|
17. |
Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе? |
|
|
18. |
Знает ли ваш ребенок буквы? |
|
|
19. |
Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке? |
|
|
20. |
Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка? |
|
|
21. |
Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? |
|
|
22. |
Любит ли ваш ребенок рисовать, и аккуратно раскрашивать картинки? |
|
|
23. |
Умеет ли ваш малыш работать с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)? |
|
|
24. |
Умеет ли аккуратно вырезать фигуры из бумаги? |
|
|
25. |
Умеет ли аккуратно клеить? |
|
|
26. |
Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок? |
|
|
27. |
Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши? И др. |
|
|
28. |
Умеет ли сравнивать и распределять предметы по цвету, форме, размеру? |
|
|
29. |
Знает ли названия фигур: треугольник, квадрат, круг и другие геометрические фигуры? |
|
|
30. |
Умеет ли оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д. ? |
|
|
31. |
Умеет ли различать по внешнему виду растения,
распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб,
подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки? |
|
|
32. |
Умеет ли различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза) и тд. ? |
|
|
33. |
Умеет ли различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока)? |
|
|
34. |
Имеет ли представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…)? |
|
|
35. |
Знает ли названия 12 месяцев года? |
|
|
36. |
Знает ли названия всех дней недели? |
|
|
37. |
Знает ли правила поведения в общественных местах и на улице? |
|
|
38. |
Умеет ли правильно держать ручку, карандаш, кисточку? |
|
|
39. |
Умеет ли чертить прямые не дрожащие линии? |
|
|
40. |
Умеет ли писать печатную букву по образцу? |
|
|
41. |
Умеет ли рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки? |
|
|
42. |
Умеет ли лепить как отдельные образы, так и целые композиции? |
|
|
43. |
Умеет ли соотносить цифру и число предметов? |
|
|
44. |
Умеет ли ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант)? |
|
|
45. |
Умеет ли сравнивать предметы по длине, высоте, ширине? |
|
|
46. |
Умеет ли делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части? |
|
|
47. |
Умеет ли прямо и твердо ходить, бегать, прыгать? |
|
|
48. |
Умеет ли точно ловить и кидать мяч? |
|
|
49. |
Умеет ли застегивать пуговицы? |
|
|
50. |
Умеет ли завязывать шнурки? |
|
|
51. |
Умеет ли «видеть» строку и писать в ней? |
|
|
52. |
Умеет ли видеть клеточки и точно вести по ним рисунок? |
|
|
53. |
Умеет ли ребенок доводить дело до конца? |
|
|
54. |
Может ли пересказать прочитанную ему сказку? |
|
|
55. |
Понимает ли содержание прочитанных ему сказок, рассказов? |
|
|
56. |
Умеет ли вникнуть в причинную связь событий из прочитанной ребенку сказки, рассказа? |
|
|
57. |
Может ли правильно оценить поступки действующих лиц рассказа или сказки прочитанной ребенку, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет? |
|
|
58. |
Умеет ли ребенок содержать свои вещи в порядке? |
|
|
59. |
Умеет ли ребёнок правильно реагировать на неудачи. |
|
|
58. |
Можете ли вы сказать о своем ребенке, что он самостоятельный. |
|
|
59. |
По Вашему мнению, Ваш ребенок готов к обучению в школе |
|
|
Всего соглашений |
|
|
Если вы ответили утвердительно на 50
и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению.
Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут
трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш ребенок может справляться
с содержанием 38-49 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути.
За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые
вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание,
в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество
утвердительных ответов 40 или менее, вам
следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не
совсем готов пойти в школу. Поэтому вам необходимо систематически заниматься с малышом,
тренироваться в выполнении различных упражнений. На первых порах школьного обучения
вам придется очень тщательно выполнять
вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь
к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться: упорные и систематические
занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать
нужные умения и навыки.
Очень
важно сейчас сформировать у детей
школьную мотивацию. Хочет ли ребенок
идти в школу? что он там будет делать:
играть или получать знания? чем заниматься? что значит учиться? и дт. Также
важно научить детей работать в команде, в группе и уметь дружить. Сформировать понятие «Мы.
Наше. Нам», а не только «Мне. Мой. Мое». Научить делиться, радоваться успехам других
детей.
Уважаемые родители, оказав помощь и поддержку вашим детям в подготовке к школе, вы, возможно, избавите себя и вашего первоклассника от ненужных проблем и трудностей, связанных с учебной деятельностью, и ваш ребенок достаточно комфортно будет себя чувствовать в классном коллективе. И процесс адаптации ребенка к школе пройдет безболезненно, а адаптация в свою очередь играет большую роль в качестве дальнейшего школьного обучения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.04.2021
Дата обновления: 27.01.2022
Дата публикации: 27.01.2022