В вашей семье растет дошкольник...

27.01.2022

Начала, заложенные в детстве человека,

похожи на вырезанные, на коре молодого дерева буквы,

растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.

В. Гюго

Уважаемые мамы и папы!

Эта статья  посвящается родителям, дети которых в этом учебном году идут в первый класс. В обществе активно обсуждается проблема поступления в первый класс, ребят готовят к школе еще в детском саду. Вы наверняка, прочли об этом много полезных книг.

    Вы считаете, что ваш ребенок уже готов? Достаточно взрослый, самостоятельный?

К сожалению, чаще  всего это – иллюзия. Ребенок только пытается осваивать новые для него качества: ответственность, самостоятельность, волевую регуляцию поведения, но очень часто детские желания и капризы берут  верх. И на этом сложном этапе очень часто нужны помощь и поддержка родителей.  Вы готовы помочь своему ребенку? Я надеюсь, вы не пожалеете, когда прочтете эту статью.

     Поступление ребенка в школу и начальный  период  его обучения вызывает перестройку всего образа жизни и  его деятельности. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6-ти, и с 7-ми лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые  в силу индивидуальных  психофизиологических  особенностей трудно адаптируются  к новым для них условиям, и лишь частично справляются  (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной  программой.

     Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном  отношении, он должен  достичь определенного уровня  умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность  требует определенного запаса  знаний об окружающем  мире, сформированности  элементарных  понятий. Ребенок должен  владеть мыслительными операциями, уметь  обобщать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать  свою деятельность и осуществлять самоконтроль.              Важны: положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения  и проявление волевых усилий  для выполнения  поставленных задач. Не менее  важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно - двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, многогранное  и охватывает все сферы жизни ребенка.

               В течение первых месяцев педагоги, психологи  образовательных учреждений  сталкиваемся с некоторыми трудностями у детей по уровню готовности к школьному обучению. На основании согласия родителей педагогами –психологами проводятся    комплексные  обследования  по оценке  готовности к  школьному обучению, обращается внимание   сформированность  общих представлений ребенка к обучению, а также определяется  уровень  развития тонкой моторики  рук, зрительно-двигательной  координации, общего интеллектуального развития, усидчивости, и др.  На основании результатов обследования прошлого года видно, что 60 % первоклассников  к школьному обучению готовы и показывают уровень выше среднего    ,  30 %  школьников готовы к школьному обучению на среднем уровне  и 10 % школьников показывают уровень ниже нормы.

            При  определении уровня готовности   ребенка  к школьному обучению  хочу предложить анкету, которую  подготовила для родителей и воспитателей детских садов. По результатам этой анкеты  каждый родитель может ориентироваться,  на сколько готов их ребенок к школьному обучению и на что  необходимо обратить внимание при подготовке к школе.   

 

 

№п\п

Вопросы

Ответы

+

-

  1.  

Знает ли ребенок  свои  ФИО?

 

 

  1.  

Знает ли  дату своего рождения?

 

 

  1.  

Знает ли ФИО  своих родителей?

 

 

  1.  

Знает ли ваш ребенок, где и кем  работают родители?

 

 

  1.  

Знает ли в  какой стране он  живёт?

 

 

  1.  

Знает ли в  каком городе  живет?

 

 

  1.  

Знает ли в свой домашний адрес?

 

 

8.       

Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

 

 

9.       

Знает ли, что ребенок будет делать в школе, чем заниматься?

 

 

10.   

Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

 

 

11.   

Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

 

 

12.   

Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

 

 

13.   

Умеет ли ваш ребенок играть с другими детьми не конфликтуя?

 

 

14.   

Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.?

 

 

15.   

Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ, как минимум из пяти предложений?

 

 

16.   

Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

 

 

17.   

Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

 

 

18.   

Знает ли ваш ребенок буквы?

 

 

19.   

Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

 

 

20.   

Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

 

 

21.   

Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

 

 

22.   

Любит ли ваш ребенок рисовать,  и аккуратно раскрашивать картинки?

 

 

23.   

Умеет ли ваш малыш работать  с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

 

 

24.   

Умеет ли аккуратно  вырезать фигуры  из бумаги?

 

 

25.   

Умеет ли аккуратно клеить?

 

 

26.   

Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

 

 

27.   

Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты"  яблоки и груши? И др.

 

 

28.   

Умеет ли  сравнивать и распределять  предметы по цвету, форме, размеру?

 

 

29.   

Знает ли  названия фигур: треугольник, квадрат, круг и другие геометрические фигуры?

 

 

30.   

Умеет ли оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д. ?

 

 

31.   

Умеет ли  различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки?Хочу такой сайт

 

 

32.   

Умеет ли  различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза) и тд. ?

 

 

33.   

Умеет ли  различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока)?

 

 

34.   

Имеет ли  представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…)?

 

 

35.   

Знает ли названия 12 месяцев года?

 

 

36.   

Знает ли названия всех дней недели?

 

 

37.   

Знает ли  правила поведения в общественных местах и на улице?

 

 

38.   

Умеет ли правильно держать ручку, карандаш, кисточку?

 

 

39.   

Умеет ли  чертить прямые не дрожащие линии?

 

 

40.   

Умеет ли писать печатную букву по образцу?

 

 

41.   

Умеет ли рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки?

 

 

42.   

Умеет ли лепить как отдельные образы, так и целые композиции?

 

 

43.   

Умеет ли соотносить цифру и число предметов?

 

 

44.   

Умеет ли ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант)?

 

 

45.   

Умеет ли сравнивать предметы по длине, высоте, ширине?

 

 

46.   

Умеет ли делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части?

 

 

47.   

Умеет ли прямо и твердо ходить, бегать, прыгать?

 

 

48.   

Умеет ли точно ловить и кидать мяч?

 

 

49.   

Умеет ли застегивать пуговицы?

 

 

50.   

Умеет ли  завязывать шнурки?

 

 

51.   

Умеет ли «видеть» строку и писать в ней?

 

 

52.   

Умеет ли видеть клеточки и точно вести по ним рисунок?

 

 

53.   

Умеет ли ребенок доводить дело до конца?

 

 

54.   

Может ли пересказать прочитанную ему  сказку?

 

 

55.   

Понимает ли  содержание прочитанных ему сказок, рассказов?

 

 

56.   

Умеет ли  вникнуть в причинную связь событий из прочитанной ребенку сказки, рассказа?

 

 

57.   

Может ли правильно  оценить поступки действующих лиц  рассказа или сказки прочитанной ребенку, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет?

 

 

58.   

Умеет ли ребенок содержать свои вещи в порядке?

 

 

59.   

Умеет ли  ребёнок правильно реагировать на неудачи.

 

 

58.

Можете ли вы сказать о своем ребенке, что он  самостоятельный.

 

 

59.

По Вашему мнению, Ваш ребенок готов к обучению в школе

 

 

Всего соглашений

 

 


      Если вы ответили утвердительно на 50  и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
      Если ваш ребенок может справляться с содержанием 38-49  вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
        В том случае, если количество утвердительных ответов 40 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому вам необходимо  систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. На первых порах школьного обучения вам придется очень  тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться: упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

Очень важно сейчас сформировать  у детей школьную мотивацию.  Хочет ли ребенок идти в школу? что он там будет делать:  играть или получать знания? чем заниматься? что значит учиться?  и  дт. Также важно научить детей работать в команде, в группе и уметь дружить.                   Сформировать понятие «Мы. Наше. Нам», а не только «Мне. Мой. Мое». Научить делиться, радоваться успехам других детей.

                 Уважаемые родители, оказав помощь и поддержку  вашим детям в подготовке к школе,  вы, возможно,  избавите себя и вашего первоклассника от ненужных проблем и трудностей, связанных с учебной деятельностью, и ваш ребенок достаточно комфортно будет себя чувствовать в классном коллективе.  И процесс адаптации ребенка к школе  пройдет безболезненно, а  адаптация в свою очередь  играет большую роль в качестве дальнейшего  школьного обучения. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.04.2021

Дата обновления: 27.01.2022

Дата публикации: 27.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.07.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (41138) 4-11-56

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».